вторник, 18 мая 2010 г.

Хотели бы Вы прыгнуть с парашютом? (продолжение)

<< Начало (16/05/10) < Предыдущая часть (17/05/10) Следующая часть > (19/05/10)

Все части:
Где прыгать или, что такое «дропзона».
Подготовка, виды прыжков, цены.
Дорога, ожидание, парашютисты-спортсмены.
Инструктаж.
Развиваем мышечную память и учимся считать до 525.
Погода и ожидание.
В самолете.
«Пошел!»
Под куполом.
Приземленье.
Дубль-два.
Домой.
Где прыгнуть с парашютом?

Развиваем мышечную память и учимся считать до 525.

Инструктаж продолжался несколько часов и его апогеем стало выполнение упражнения на развитие у нас навыка выпрыгивания из самолета. Прыжок нам предстояло совершить из самолета АН-2, у которого люк, через который выпрыгивают парашютисты, расположен в хвостовой части сбоку.
Самолет Ан-2 с которого мы будем прыгать

Когда Вы выпрыгиваете из люка, набегающий поток воздуха сносит Вас назад относительно самолета и у Вас есть небольшой шанс удариться о его бок. Чтобы этого не случилось Вам, выпрыгивая из самолета, нужно постараться, как можно сильнее оттолкнуться и как бы перепрыгнуть большую лужу, расположенную перед Вами (© Наш инструктор). Вот делать это мы и тренировались. Но раз уж я упомянул про набегающий поток воздуха, наверное, пришло время рассказать еще одну историю «специально для перворазов».

«В составе группы новичков прыгал здоровенный парнище, косая сажень в плечах и ростом не меньше метр девяносто. Не смотря на свои габариты, парень довольно сильно нервничал, но в самолете, было видно, пересилил страх и набрался решительности. Когда подошел его черед выпрыгивать он со всей силы оттолкнулся, и… ударился головой о верхний обрез люка. Он сделал еще одну решительную попытку и снова ударился головой. Выпускающий, видя такую картину, что есть силы, пригнул парня и вытолкнул из самолета иначе бы он так и бился головой пока ее не расшиб. Позже, на земле парень рассказывал: выпрыгнуть из самолета мешает набегающий поток воздуха он такой сильный, что ощущается как бетонная стена, я смог его пробить только с третей попытки».

Мы же учились выпрыгивать из самолета. Со стороны это выглядело, думаю, весьма забавно. Дело в том, что мы не просто прыгали, но и совершали еще ряд действий, которые положено совершать парашютисту после прыжка, а именно. Первое - нужно сразу сгруппироваться: правая рука держится за кольцо левая лежит на запасном парашюте, ноги поджаты к груди. Второе – нужно начать считать: пятьсотдвадцатьодин, пятьсотдвадцатьдва, пятьсотдвадцатьтри. Считать нужно вслух. Считают трехзначные числа т.к. быстрое произнесение вслух одного такого числа занимает как раз порядка одной секунды. Сразу после 523 нужно выкрикнуть «Кольцо!» и сделать вид, что выдергиваешь кольцо (резко дернуть по направлению к правой пятке) – это третье, и продолжить счет. Пятьсотдвадцатьчетыре, пятьсотдвадцатьпять - снова нужно выкрикнуть на это раз «Купол!» и посмотреть вверх раскрылся ли парашют.

Попробуйте дома проделать все это, положив правую руку на грудь в районе сердца, а левую как школьник на парту перед собой, сначала прыжок как через большую лужу, затем подтягивайте ноги к груди (стоя) – уже смешно получается, теперь считайте вслух и кричите «Кольцо!» - если кто-то снимет Вас на видео, потом вместе сможете посмеяться или выложите на youtube – будет пользоваться популярностью.

Из всей нашей группы примерно половина выполняла указанные действия на полянке перед ангаром, другая половина с интересом за всем этим наблюдала и про себя посмеивалась. Кто-то, выполнив удачно или не очень упражнение разок, присоединился к группе наблюдающих и лишь совсем не многие осилили выполнить упражнение с десяток раз. К особому тщанию в выполнении упражнения нас ни кто не принуждал. На этом выработка первичных навыков закончилась и нас, наконец, отвели в укладочную, где выдали парашюты, взамен забрав паспорта. По завершении прыжков происходит обратный обмен Вы им парашют, а они Вам паспорт. За утерю кольца или шлема предусмотрены штрафные санкции: 200р – за кольцо и 300р – за шлем. Нормальные цены для сувениров.

Минут десять пятнадцать нашей группе дали на то, чтобы облачится в подвесную систему, закрепить запасной парашют и т.п. затем повели обратно на аэродром. Здесь нам предстояло развивать первичные навыки и мышечную память на специальных тренажерах.

В стороне от манифеста на краю аэродрома находится специальная площадка, на которой сделано несколько приспособлений, которые в большей или меньшей степени позволяют испытать те или иные ощущения парашютиста, но еще на земле. В частности сделана небольшая лесенка, которая заканчивается широкой ступенью, с которой надлежит спрыгивать («держите немного согнутые в коленях ноги вместе, ступни параллельно земле»). Высота конструкции примерно в рост человека. Считается, что при прыжке с такой высоты Вы испытаете удар той же силы, что и посадке на парашюте Д-6 (скорость снижения пять метров в секунду). Большинство из нас спрыгнуло с этой штуки по разу и этим ограничилось – не интересно.

Второй тренажер вызвал гораздо больший интерес. Здесь на расположенной довольно высоко перекладине было подвешено несколько подвесных систем. Закрепив себя в одной из этих систем тренируемый оказывается на высоте где-то с полметра от земли. Под ногами у него проходит балка, на которой можно стоять пока фиксируешь на себе подвесную систему. Затем следует повторить упражнение, которое мы выполняли до этого на земле: прыжок, пятьсотдвадцатьодин и т.д., «Кольцо!», «Купол!». Только все это уже болтаясь подвешенным на перекладине. Один из нас под руководством инструктора выполнил все это, сбившись только один раз, то ли крикнул «Купол» вместо «Кольцо» то ли наоборот. После чего нам дали самостоятельно позаниматься на этом тренажере, но подвешенных подвесных систем было всего три, а нас, как я уже говорил, более сорока в результате многим ждать надоела и они разбрелись не потренировавшись.

На этом выработка первичных навыков и мышечной памяти закончилась. Нам опять предложили ждать на этот раз погоды.

Погода и ожидание.

Ждать погоды – это вообще нормально. Даже опытные прыгуны могут прыгать не во всякую погоду, но мы – перворазы, прыгающие с Д-6, особенно от нее зависимы. В первую очередь от ветра. Как признался инструктор, неординарные ситуации все-таки иногда случаются, но связаны они не с тем, что парашют частично или полностью отказывает – это невероятная редкость, за все время существования их клуба не было ни одного случая отказа основного парашюта Д-6 (со слов инструктора), а с тем, что парашютиста уносит ветром за границы аэродрома. Около трех процентов приземлений происходят в лесу. Хуже если в городе – там провода, дома, машины и т.п. или на железную дорогу или на линию электропередач, но это уж совсем редко, в основном в лес. Приземлится в лес не смертельно, но неприятно и, бывает, травматично. Кроме того, страдает парашют. Поэтому стараются производить выброску новичков только в очень спокойных условиях, когда ветра практически нет.

На всякий случай нам рассказали, как вести себя, если все-таки случилось худшее и парашют опускается на деревья. Нужно руками (вены к себе) закрыть лицо, сгруппироваться, в момент прохождения кроны постараться заметить толстые ветки и ухватиться за них. Если парашют зацепится в кроне, и Вы повиснете над землей, можно попробовать спустится по запасному парашюту.

Но мы надеялись на лучшее и во всю наблюдали за происходящим на аэродроме. А на аэродроме прыгали парашютисты-спортсмены и тандемы. Т.е. все то время пока мы слушали нудный инструктаж, выполняли сомнительные упражнения и т.п. они прыгали, прыгали, прыгали… Но у нас все лучшее – самостоятельный прыжок – было впереди.

На самом краю аэродрома в двух шагах от манифеста сделано несколько больших деревянных навесов, внутри которых столы и лавки. Солнце припекало прилично, и мы разместились под этими навесами. Места там было достаточно и тесно никому не было. Вероятно, помимо того факта, что необходимо было ждать погоду, администрация клуба имела еще какие-то свои планы по количеству прыжков для тандемов и парашютистов-спортсменов, которые все прыгали и прыгали. Мы же за это время успели обсудить все аспекты предстоящего прыжка, нюансы инструктажа, особенности парашюта и, даже, как следует перекусить. Наконец, нас – перворазников, позвали строиться. В буквальном смысле.

В отличие от тандемов и спортсменов, которые прыгали с Ан-28, мы должны были прыгать с Ан-2. За один заход в самолет помещается десять парашютистов. Нас, как я уже говорил, было более сорока. В соответствии с прашютистовместимостью самолета нас разбили на пять групп по десять человек (в последней было меньше) и каждую группу выстроили в линейку. Пять линеек одна за другой. Мы оказались в четвертой, предпоследней линейке.

Как известно дураки по росту строятся, а парашютисты, как выяснилось, по весу. Сначала самые легкие, а затем, те, что потяжелее. Делается так для того, что бы потом из самолета в первую очередь выпрыгивали тяжелые – они будут падать быстрее, чем прыгнувшие им вслед легкие и вероятность встретиться в воздухе, таким образом, дополнительно уменьшается. Не переживайте особо насчет «встретиться в воздухе» – даже если Вы очень постараетесь у Вас все равно не очень то и получится. Столкновения парашютистов случаются при массированных военных выбросах либо же сталкиваются спортсмены, на крыловидных парашютах выполняющие сложные пируэты в воздухе. Вам это не грозит.

Нас, выстроившихся, в пять линеек, перед манифестом, начали осматривать инструкторы.
Осмотр парашютистов перед прыжком

Они внимательно и придирчиво осмотрели каждого из нас, проверили все важные и не очень компоненты парашютной системы, проверили, на сколько взведен таймер устройства, которое автоматически освобождает основной парашют, подергали за свободные концы… В конце концов, проверка была закончена и все мы были готовы прыгать. К тому времени как осмотр закончился наш самолет уже давно прогрел мотор и был готов к взлету. Десять человек первой линейки трусцой двинулись в его сторону. Сначала легкие, а затем тяжелые они скрывались внутри самолета, и мы смотрели им вслед со смешанным чувством зависти и страха.

Самолет взлетел. Мы стояли и смотрели, как он кругами набирает высоту над аэродромом и с нетерпением ожидали первого парашютиста. Наконец это случилось. На очередном круге, находясь над лесом, самолет выбросил что-то темное и почти сразу же открылся купол. Мы довольно быстро поняли, что это не парашютист. Это что-то плавно опускалось на аэродром где-то ближе к его центру – таким образом, производится оценка скорости и направления ветра. Дело в том, что скорость, да и направление, ветра в верхних слоях могут существенно отличаться от скорости и направления в приземных слоях. К тому времени как парашют с «буйком», как я окрестил про себя эту штуку, приземлился самолет снова вышел на позицию и, наконец, выбросил парашютиста, всего одного, и начал закладывать еще один круг.

Почему на первом кругу самолет выбросил только одного парашютиста мы так и не узнали. Предполагалось, что все десять человек он должен выбросить за один или же за два захода. Пока мы стояли на взлетном поле и ждали своей очереди, варианты обсуждались разные. Кто-то склонялся к тому, что второй парашютист испугался и не выпрыгнул на первом круге, кто-то, к тому, что один человек в первой партии был инструктор и он выпрыгнул первым для более точной оценки обстановки, а кто-то развивал версию, что перворазы совместными усилиями выбросили выпускающего. Ну да не очень это важно для нас в тот момент было – мы с нетерпением ждали своей очереди. И тут пошел дождь…
Читать далее… (19/05/10)

Комментариев нет:

Отправить комментарий