вторник, 8 июня 2010 г.

Учимся конвертировать RAW или русская инструкция к Capture One.

Следующая часть > (09/06/10)

Все части:
Camera RAW.
RAW vs JPEG.
Установка.
Интерфейс программы.
Простая конвертация.
Варианты.
Основная панель инструментов.
Инструмент «Sharpening».
Инструмент «Noise Reduction».
Инструмент «Rotation».
Инструмент «Levels».
Инструмент «High Dynamic Range».
Инструмент «White Balance».

Буквально на днях я где-то столкнулся с фразой, которая звучала примерно следующим образом: «Все чаще и чаще можно встретить людей в руках, которых мы видим не серебристую компактную мыльницу, а большой черный фотоаппарат почти как у профессиональных фотографов». Как только я прочел ее мне, сразу же вспомнился мой поход на ВВЦ в павильон с бабочками. В то время я как раз совершил апгрейд своего верного Canon 350D на более серьезный аппарат – тоже Canon, но уже ступенькой выше – 30D.

Не скрою, помимо желания пофотографировать бабочек, мне так же хотелось покрасоваться со своей свежеприобретенной, только что из коробки, камерой. Каково же было мое удивление и разочарование, когда, оказавшись в бабочкином павильоне, я увидел десятка два увлеченно фотографировавших бабочек людей вооруженных камерами, как минимум, того же класса, что и у меня. Да что там говорить, у большинства из них в руках была камеры более высокого класса, а уж об объективах прикрученных к ним я и вообще не мог и мечтать. Неброские, но четко свидетельствовавшие о принадлежности к высшему L-классу, красные ободки мелькали со всех сторон, а объективы других систем, судя по величине передних линз и массивности конструкций, так же существенно превосходили мой любимый «EF 50mm f/1,8».

В общем, в тот момент я понял, что пора прекращать гонку «фотовооружений» т.к. фотография для меня лишь одно из нескольких других хобби и все равно я не смогу удерживаться на острие фотографических технологий – слишком много это требует вложений притом, что результат растет отнюдь не прямо пропорционально вложенным средствам. Тогда же я решил изучать возможности имеющейся техники максимально глубоко и всячески совершенствовать свои навыки и умения в этой области.

Camera RAW.

С того момента, когда произошли описанные во вступлении события, я существенно пересмотрел свой взгляд на фотографию вообще и на использование возможностей имеющейся у меня аппаратуры в частности. Я стал больше времени уделять отработке технических навыков фотографирования, стараюсь, чтобы постоянно увеличивался процент удачных фотографий, анализирую удачи и неудачи, просто стал больше фотографировать. Не скажу, что достиг профессиональных или близких к ним результатов, но надеюсь, что для меня это простительно ведь я не зарабатываю себе на жизнь фотографией и уделяю этому хобби не так уж много времени. В тоже время, разбирая свои старые фотографии и сравнивая их со сделанными сейчас, могу уверенно заявить, что определенный, пусть и небольшой прогресс, есть.

Одним же из самых главных открытий сделанных за это время для меня стала возможность, целый ряд старых фотографий, которые я считал безвозвратно испорченными, довести «до ума» вплоть до того, что некоторые из них я смог напечатать, пусть и в «любительском» формате 10х15. Это стало возможность благодаря тому, что я всегда храню архив старых фотографий в формате RAW, а сейчас я научился работать с ним гораздо лучше, чем раньше.

Немного стыдно признаваться, но очень долгое время я, располагая камерой, которая поддерживает сохранение в формате RAW, и даже сохраняя в этом формате фотографии, совершенно игнорировал возможность его использования и полагал, что отличия от качественного JPEG не слишком велики. Прилично поэкспериментировав с множеством RAW-снимков, я изменил свое мнение. Последние полгода я столь плотно перешел на RAW, что для экономии места на карте памяти совсем отключил сохранение в формате JPEG.

Такое положение дел стало для меня абсолютно естественным, а, почитав форумы фотолюбителей, я укрепился во мнении, что оно естественно для всех, кто занимается фотографией. Более того, многие фотографы подходят к процессу обработки RAW-фотографий куда как более основательно, чем я. Каково же было мое удивление, когда совсем недавно я выяснил, что ни один из моих знакомых, обладающих камерой с возможностью съемки RAW, не пользуется этим форматом. Оказывается, не я один пребывал в полной уверенности, что RAW и качественный JPEG дают почти одинаковый результат.

Сейчас я уже знаю об отличиях, и хорошо понимаю разницу, и считаю, своим долгом поделится этими знаниями с читателем. Давайте же для начал разберемся, что такое RAW и, что такое JPEG. Начнем со JPEG-а. Как Вам, несомненно, хорошо известно это один из наиболее популярных форматов хранения изображений. Данный формат относится к группе форматов со сжатием, с потерями данных. Изначально любое изображение занимает очень большой объем, ведь в нем содержится информация о цвете и яркости каждой точки. Например, фотография с восьми мегапиксельной камеры будет занимать почти 23 мегабайта.

После преобразования фотографии в формат JPEG она будет занимать уже всего несколько мегабайт в зависимости от содержания и настроек сжатия. Но если полученную фотографию сравнить с оригиналом попиксельно, то она не совпадет с ним и различия будут довольно существенные. Часть информации в ходе сжатия (компрессии) будет утеряна безвозвратно.

Такое явление вызвано тем, что формат JPEG разработан для компактного хранения изображений, проще говоря, для экономии места. Форматам с потерями можно противопоставить форматы без потерь, например, если преобразовать картинку в формат PNG, а затем попиксельно сравнить с оригиналом, то разницы не будет, т.е. никакая часть информации не будет утеряна в ходе преобразования. Естественно разработчики формата JPEG позаботились о том, чтобы потери информации при сжатии были минимальными и приходились на ту ее часть, которая меньше всего влияет на воспринимаемое человеческим глазом изображение. Так информации о яркости теряется меньше чем информации о цвете.

Степенью сжатия можно управлять. Чем большую степень сжатия задать, тем меньше получится файл с изображением и тем больше информации будет потеряно и тем заметнее будет ухудшение качества. Все программы преобразующие изображение в формат JPEG и, конечно же, все фотокамеры позволяют настраивать этот параметр и подчас в довольно широких пределах. На приведенной фотографии можно увидеть, как изменяется качество результирующего изображения в зависимости от заданной степени сжатия.

Сравнение качества изображения при разной степени сжатия

Вот здесь очень важно понимать, что качество полученной картинки будет определяться не только заданной степенью сжатия. Преобразование изображения в формат JPEG связано с выполнением ряда математических операций, которые предъявляют довольно серьезные требования к вычислительной мощности. Если вычислительная мощность устройства выполняющего преобразование не велика, а требования по скорости обработки достаточно жесткие, то будет применяться упрощенный алгоритм преобразования и результат будет хуже чем если бы, то же самое преобразование выполнялось на более серьезных вычислительных мощностях и с менее жесткими ограничениями по времени.

Но, несмотря на все эти нюансы JPEG – пожалуй, оптимальный в настоящий момент формат хранения и публикации изображений. В отличие от него RAW – не является форматом хранения изображения вовсе. Как же так, можете спросить Вы, ведь фотоаппарат записывает на карту памяти RAW-файл и его можно просмотреть в некоторых программах просмотра и в самом фотоаппарате. Все это верно, но, тем не менее, формат RAW разработан совсем для других целей.

Формат RAW предназначен для записи состояния матрицы фотоаппарата. В RAW-файле сохраняется информация о каждом светочувствительном элементе матрицы и его состоянии в момент, когда затвор открылся, и матрица была освещена. Может показаться, что эта информация и есть, по сути, картинка которую мы видим, но на практике все несколько сложнее. Например, каждый пиксель цифровой фотографии имеет определенный цвет и определенную яркость, элементы же матрицы определяют лишь яркость падающего на них светового потока. Поэтому вся матрица покрыта массивом цветных светофильтров и каждому пикселю достается лишь часть цветового потока соответствующая одному из базовых цветов (RGB).

«Сырая» картинка с матрицы любого фотоаппарата будет выглядеть, по крайней мере, странно. Для того чтобы она выглядела более привычно ее обязательно преобразовывают сводя информацию о яркости нескольких пикселей накрытых светофильтрами разных цветов к более привычному представлению, к пикселю которым отображается и цвет и яркость одновременно. Именно это процесс и выполняется в тот момент, когда из формата RAW получают изображение.

Но преобразование яркостной информации нескольких пикселей в цветовую – не единственные операция совершаемые с изображением в момент преобразования. Думаю, очевидно, что никогда не бывает так, что бы граница между светлым и темным участком фотографии или участками разных цветов попала точно на рубеж двух пикселей. Всегда присутствует небольшая засветка соседних пикселей, которая ведет к уменьшению резкости. В момент преобразования из RAW всегда выполняется анализ нескольких соседних пикселей и в зависимости от применяемого алгоритма определяется конечное значение текущего пикселя, которое и сохраняется как окончательный результат.

В общем, перечень преобразований, которые претерпевает исходный RAW-образ можно перечислять довольно долго. Не забывайте, что после всех этих преобразований еще и применяется сжатие с потерями. Но важнее другое. Все эти преобразования (и сжатие, кстати, тоже) выполняет маленький и слабый процессор камеры и в условиях очень строгих временных лимитов, ведь Вы не согласитесь ждать готовности камеры 20-30 секунд после каждого сделанного снимка. Совершенно естественно, что те же преобразования, но выполненные на компьютере оснащенном мощным процессором да еще и не за доли секунды, а в спокойно обстановке будут выполнены более качественно.

Т.е. просто преобразовывая все фотографии из RAW в JPEG с настройками по умолчанию на компьютере уже можно получить выигрыш в качестве. А уж если при фотографировании были допущены небольшие ошибки, например с экспозицией, или пришлось заметно увеличить чувствительность матрицы, и появились заметные шумы, то формат RAW становится и совсем незаменимым помощником. Ведь «поднять» фотографию в Photoshop или другой аналогичной программе, после того как большая часть «лишней» информации из нее была удалена еще в камере намного сложнее нежели когда Вы располагаете точным и полным снимком состояния матрицы в момент фотографирования.

Читать далее... (09/06/10)

Комментариев нет:

Отправить комментарий