воскресенье, 11 июля 2010 г.

Неттоп nVidia ION. Или что ждет маленькие компьютеры.

Следующая часть > (13/07/10)

Случилось это в далеком двухтысячном году. Мир, потрепанный ожиданием близящегося конца света, только-только перестал со страхом и недоверием воспринимать компьютеры, которые, вообще-то говоря, должны были либо захватить мир и начать им править, либо разом прекратить функционировать и ввергнуть цивилизацию в хаос средневековья или и того хуже.

И вот, как раз, в это неспокойное время на прилавках московских магазинов стали появляться странные компьютеры – у них не было видеокарты. Точнее говоря, конечно была, но она была интегрирована на материнскую плату и даже более того, она была интегрирована в северный мост. Чипсет Intel 810 рожденный, потугами инженеров и разработчиков еще в 1999-м году, начал свое путешествие в российскую действительность.

К тому времени я уже два с лишним года работал в техническом отделе небольшой тогда, и довольно крупной ныне, компьютерной фирмы. Так уж в то время было принято, что в компьютерные фирмы в основном шли работать люди, компьютерами увлекающиеся, и наш коллектив состоял по большей части именно из таких сотрудников. Естественно, выход чипсета содержащего в своем составе помимо звукового еще и видео-контроллер не остался нами не замеченным и мы на перекурах до хрипоты спорили о том, к чему приведет это начинание. Без ложной скромности хочу заметить, что я был в числе тех немногих, кто пророчил интегрированным решениям весьма радужные перспективы. И, как показа практика, в Intel-е не просчитались.

Вы знаете, кто в настоящее время является самым крупным производителем видеокарт? Совершенно верно – Intel. Примерно 50% рынка принадлежит этой корпорации. Конечно же, все это видеокарты интегрированные, но ведь о том и шла речь изначально. Возможно, вы уже и не помните, как оно было в том самом далеком двухтысячном, но смею уверить Вас, что тогда подобная мысль казалась просто смешной и даже крамольной. Никто не хотел верить, что пользователи (пусть даже корпоративные), будут готовы отказаться от возможности заменить с ходом времени видеокарту на более производительную. И вот, пожалуйста.

Дискретная или интегрированная?

«А собственно, зачем это нужно – интегрировать что-то во что-то», – спросите Вы? И в чем-то будете правы, ведь никакого функционала интеграция не добавляет. Как раньше были видеокарты, так есть они и сейчас, и какая разница вставляются они в слот или являются частью одной из важнейших микросхем компьютера – северного моста? Есть разница, есть. И, для потребителя, весьма существенная. Заключается она в цене и надежности.

Еще до начала эпопеи с интеграцией видео имел место процесс перехода от дискретных звуковых карт к встроенным на материнской плате. Это сейчас редко кто задумывается о покупке звуковой карты в виде отдельного устройства – интегрированный «звук» устраивает 99% пользователей. А ведь в том же двухтысячном все было тоже совсем не так.

Creative, Cristal, CMedia, Fortemedia, Yamaha, ESS, Aureal, Diamond – вот такое разнообразие звуковых карт, было представлено в прайс-листе среднестатистической компьютерной фирмы. Впрочем, уже тогда исход сражения между интегрированными и дискретными «звуковухами» был более-менее ясен ведь материнская плата «со звуком» стоила всего на пару долларов дороже аналогичной платы без него. А дискретная звуковая карта, сопоставимая по качеству и возможностям со встроенной, стоила долларов десять.

С поломками дискретных карт дело обстояло так же не слишком радужно. Большую часть дешевых устройств делали безызвестные китайские производители и на качестве они, скажем так, слегка экономили. Так что поломанных «звуковух» у нас в техническом отделе было как гуталина на гуталиновой фабрике, а вот с материнскими платами все обстояло гораздо более пристойно – не ломался почти встроенный звук. Сказывалось то, что фирмы-производители посерьезней, соответственно, качество компонентов приличное и производственная дисциплина повыше.

Т.е. как ни крути, а выходило, что дискретные звуковые карты – удел энтузиастов и людей, увлекающихся музыкой. Так оно и получилось. С видеокартами сложнее – слишком сильно в сознании пользователей укоренилось заблуждение, что интегрированная видеокарта всегда и намного слабее дискретной. Мол, даже для слабеньких игрушек нужна отдельная видеокарта, а на интегрированной разве что пасьянс раскладывать или в Зуме шарики сбивать.

Можно подумать, что младшие карты в линейке дискретных обладают несопоставимо большей производительностью. Еще как сопоставимой особенно учитывая тот факт, что та же nVidia сейчас так же активно делает чипсеты и ее интегрированные графические решения, как правило, базируются на тех же дискретных картах, да еще и добавляются к ним другой раз те возможности, что намеренно отключены в картах выпускаемых отдельно.

Пример? Пожалуйста. Однажды неутомимый созидательный зуд призвал меня собрать HTPC (Home Theatre on PC – компьютер, используемый исключительно в качестве медиа-центра) и после долгих-долгих мук выбора аппаратной базы и даже нескольких экспериментов, я остановился на материнской плате, на базе чипсета nForce 8200. Игры мне были не нужны, но, собирая информацию, я наткнулся на целую кучу обзоров, где эту платформу равняли с другими интегрированными решениями и даже с простенькими дискретными картами.

И какие же выводы делали авторы? Примерно так получалось: «Рассчитывать на играбельность можно лишь в играх типа Quake 4 или Call of Duty 2, да и то при минимальных настройках и разрешении ниже 1024х768». Наверное, это не самые крутые игры, честно признаться, я слаб в игрушках, но, послушайте, это же явно не Зума и не пасьянс. Т.е. начинается все с «ну что б хоть какие-то 3D игры шли», а заканчивается «вот не все игрушки идут». Ну, так никто про топовые игрушки изначально и не говорил. На дискретных картах начального уровня, которые покупают из желания сэкономить они так же не пойдут. Пойдут все те же Quake 4 и CoD2 тоже не в максимальном разрешении, так зачем платить больше?

Кроме того, nForce 8200 обладает полной аппаратной поддержкой декодирования FullHD (PureVideo необходимой генерации), что в дискретных картах того времени встречалось только у старших представителей линейки и которые по цене превосходили материнскую плату на базе 8200. Вот такой был выбор и естественно варианты с дискретной картой проиграли интегрированному решению.

Компьютер – лишние детали.

Вообще непонятно зачем обычному пользователю нужна потенциальная возможность замены какого-то компонента, будь то звуковая, видео или другая карта, если в 95% случаев старый компьютер выкидывается на помойку в том виде, в котором он приобретался, а взамен покупается новый. О «геймерских» компьютерах я не говорю, там все очевидно – апгрейд жизненно необходим, замена системы в целом слишком дорогое удовольствие т.к. устаревает она с катастрофической скоростью.

Теперь спрашивается, а зачем остальные компоненты в компьютере делать заменяемыми и расширяемыми? В угоду сложившейся традиции и для поддержания финансового благополучия производителей слотов и разъемов? Ведь очевидно, что компьютер представляющий собой модульный конструктор (как сейчас) всегда будет стоить заметно дороже, нежели законченное устройство в котором минимум средств вложено в обеспечение потенциальной расширяемости.

Конечно, и здесь крайности будут неуместны. Например, расширение оперативной памяти – довольно частая процедура, но вот все остальное… Так ли уж сильно повлияет на удобство эксплуатации удаление множества разъемов с материнской платы и сокращение слотов для памяти? А разъемы для подключения SATA-устройств в количестве 6-8 штук – все ли они нужны. А разъемы IDE, есть ли им место в компьютере 21-о века?

Давайте попробуем понять, что же в современном не игровом компьютере лишнее, а что совершенно необходимо. В своих рассуждениях я позволю себе руководствоваться собственным опытом и наблюдениям. Благо они достаточно обширны т.к. получены на отрезке времени свыше десяти лет и основным моим занятием все это время был ремонт компьютеров и апгрейд в том случае, когда это было необходимо.

Процессор. Вообще это – святое. Возможность заменить процессор греет душу, наверное, больше чем все остальное, но практически до столь кардинального шага доходят очень немногие, а когда, спустя пару лет, доходят, то оказывается, что уже поздно. Действительно шустрые, новые процессоры требуют замены материнской платы т.к. у них уже новый сокет, а замена платы влечет в большинстве случаев и замену памяти, а там уже встает вопрос и о замене видеокарты. На этом идея проапгрейдить процессор, как правило, откладывается в долгий ящик или завершается покупкой нового компьютера. Т.е. можно считать, что если выбор процессора изначально верный, то он вполне может быть распаян на материнской плате.

Память. Вот здесь – да. Памяти много не бывает. Даже если компьютер используется как печатная машинка, для доступа в интернет, просмотра семейного фотоальбома и т.п., то все равно через годик-полтора ввиду выхода новых версий приложений памяти становится мало. Докупают память очень часто, а процедура ее добавления проста и не вызывает затруднения. Т.е. возможность расширить память быть должна. Но! Почему изначально в компьютере ее нет? И зачем на плате такое количество свободных слотов? В большинстве случаев темпы удешевления памяти таковы, что через год после покупки компьютера пользователь вполне может себе позволить удвоить память. Т.е. вывод такой: в компьютере изначально должно быть установлено (распаяно) памяти ровно столько, чтобы ее хватало для комфортного выполнения большинства задач. Плюс, в компьютере должен быть один слот, позволяющий память удвоить. Ну, или хотя бы существенно ее расширить.

Жесткий диск. Как и память, жесткие диски докупают довольно часто. Причем здесь нужно отметить, что докупленный жесткий диск, как правило, несопоставимо больше по объему того, что был изначально. Например, для домашних компьютеров двухгодичной давности типичный объем 160-320ГБ, а покупаются сейчас в основном диски объемом терабайт-полтора и старым диском, в общем-то, можно и пожертвовать. Т.е. в компьютере однозначно должна быть возможность заменить жесткий диск новым, а в идеале возможность добавить второй.

Оптический привод. Не смотря на развитие флешь-технологий и повсеместное распространения высокоскоростного доступа в интернет, оптические приводы остаются весьма востребованными устройствами. Сложно представить себе современный домашний компьютер без DVD-привода. Второй, пользователи докупают крайне редко и по не вполне понятным соображениям, но вот если тот единственный, что установлен изначально, ломается, то его заменяют очень и очень быстро. Даже если это привод в ноутбуке и его замена стоит не совсем дешево. Т.е. оптический привод в настоящее время для домашнего компьютера обязателен.

Видеокарта. Выше уже изложены соображения относительно видеокарты. Здесь повторю только основную мысль. Если интегрированное видео обладает необходимой для решения большинства часто выполняемых задач производительностью, то его достаточно и потребность в дискретной карте неочевидна.

Разъемы шины PCI, PCI-E. Если есть интегрированное видео, и оно устраивает, эти разъемы пустуют почти всегда. Редко-редко пользователь вынужден купить модем или испытывает желание поставить качественный «звук». При этом всегда можно рассмотреть вариант приобретения внешнего устройства. Остановимся на том, что в обычном домашнем не игровом компьютере наличие этих разъемов мало оправдано.

Читать далее... (13/07/10)


Комментариев нет:

Отправить комментарий