среда, 19 мая 2010 г.

Хотели бы Вы прыгнуть с парашютом? (продолжение)

<< Начало (16/05/10) < Предыдущая часть (18/05/10) Следующая часть > (20/05/10)

Все части:
Где прыгать или, что такое «дропзона».
Подготовка, виды прыжков, цены.
Дорога, ожидание, парашютисты-спортсмены.
Инструктаж.
Развиваем мышечную память и учимся считать до 525.
Погода и ожидание.
В самолете.
«Пошел!»
Под куполом.
Приземленье.
Дубль-два.
Домой.
Где прыгнуть с парашютом?

В самолете.

Ветер затих почти совсем, но небо, от горизонта до горизонта, затянуло пеленой серых облаков. Мы, вопреки правилу, которое запрещает парашютисту, прошедшему осмотр, покидать площадку, подтянулись к навесам и оттуда грустно взирали на взлетное поле, на котором стояли, заглушив моторы, два самолета которые явно не намерены были летать в такую погоду. У меня в глубине души уже начинала зарождаться крамольная мысль, что может быть это – «не судьба» и не стоит пытаться дальше. К счастью дождь вскоре затих, небо немного очистилось, и нас снова позвали строиться.

Самолет взлетел со второй партией, затем с третьей, каждый раз, мерно выбрасывая по пять парашютистов на каждом из двух заходов и вот, наконец, очередь дошла до нас. К этому времени кое-кто из первой партии уже успел подтянуться к манифесту.

Мы, как и первая, и вторая, и третья линейки трусцой двинулись к самолету, обогнули его со стороны хвоста и стали по одному заныривать в люк, из которого вот уже через несколько минут нам предстояло выпрыгивать. За посадкой внимательно наблюдал выпускающий и инструктор. Поток воздуха от винта самолета, рвущийся вдоль корпуса по направлению к хвосту, трепал на нас одежду и пытался оттолкнуть от люка. Страшно было подумать, что же будет на верху.

Раз уж я упомянул одежду, хочу остановиться на минуту и рассказать о том, как положено, быть одетым будущему парашютисту, во всяком случае, именно такие требования мне изложили по телефону, когда я звонил в клуб. Первое – ботинки на толстой подошве и фиксирующие голеностоп. Армейские ботинки например, или как альтернатива, зимние высокие кроссовки. Нет, думаю, Вам не откажут, даже если Вы приедете в балетных тапочках – деньги-то как-то нужно зарабатывать, но все же полагаю данную рекомендацию весьма здравой и уместной. Второе – длинные рукава. Вы можете прыгать хоть в куртке, хоть в рубашке, но не в футболке – рукава должны быть длинные. Температура на высоте восьмисот метров отличается от температуры около земли несущественно, так что если Вы планируете прыгнуть в теплую погоду тепло одеваться смысла нет. И третье – одежда должна быть такой, чтобы ее было не жалко испачкать, а может быть и порвать.

Выпускающий в самолете нас сразу рассаживал в надлежащем порядке. Справа и слева у бортов расположены две лавки, на каждой как раз поместилось по пять человек. Сидеть, нужно развернув колени в сторону выхода, при этом по центру остается только небольшой проход.

Командует в самолете выпускающий, который еще заранее пристегивает Вас специальным карабином к тросу, проходящему под потолком. Слушаться его надо беспрекословно. К карабину прикреплен короткий тросик, тянущийся Вам за спину, который в тот момент, когда Вы будете выпрыгивать останется в самолете и выдернет маленький стабилизирующий парашют, кроме того, он выдернет чеку и запустит таймер устройства, обеспечивающего автоматическое открытие основного парашюта спустя три секунды, после того как Вы покинете самолет.

Пристегнув карабин, выпускающий внимательно смотрит Вам в глаза и это совсем не тот взгляд как у медика при медосмотре. Этот человек действительно пытается понять, на сколько Вы готовы к прыжку, не дадите ли слабину, и пытается предугадать Ваше дальнейшее поведение ведь своими не адекватными или просто неожиданными действиями Вы создадите проблемы именно ему и в условиях по настоящему сложных и отчасти опасных.

О нашем выпускающем я хочу сказать особо. Конечно, можно отвлеченно представлять себе человека, который прыгает с парашюта часто, даже каждый день или даже несколько раз в день, но задумайтесь – десять тысяч прыжков… десять тысяч! Именно столько прыжков на счету нашего выпускающего, точнее говоря, после цифры десять тысяч стоит еще значок «+» обозначающий «свыше». Не знаю как Вас, а меня это число прыжков сделанных одним человеком, одновременно и впечатляет и успокаивает. Ну, сами подумайте, человек прыгнул с парашютом десять тысяч раз и, тем не менее, он жив, здоров и дожил уже до весьма почтенных лет и выглядит бодрячком. Вот такой у нас был выпускающий.

Он внимательно посмотрел на каждого из нас по очереди, пристегнул каждому карабин и классическим жестом с поднятым вверх большим пальцем сжатой в кулак ладони показал, что все – ок. От каждого дождался ответного кивка и только после этого занял свое место у двери.

К этому времени самолет пошел на взлет и через плечо, в иллюминатор, мне была видна сначала близкая, но сливавшаяся в сплошную и не резкую зеленую полосу земля, а затем самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы и земля начала быстро удалятся, теряя детали и становясь все больше похожей на крупное картографическое изображение. Шум от мотора стоял страшный.

«Пошел!»

Самолет сделал несколько кругов и набрал высоту буквально за секунды, а может и минуты – мои внутренние часы дали сбой. Будущие парашютисты, плотно усаженные на лавках, с ранцами за спиной, запасными парашютами на животах и, конечно же в шлемах, пытались в маленькие иллюминаторы разглядеть землю внизу. Каждый испытывал какие-то свои чувства и эмоции, но держались все довольно спокойно и естественно. Я, пока самолет набирал высоту, старался не думать о том, как буду стаять на краю люка и должен буду прыгнуть по команде выпускающего, если думать – становилось жутковато.

И вот секунды-минуты набора высоты остались позади, самолет завершил круг и оказался в начале прямой ведущей к точке выброса. Выпускающий жестом подозвал первого с нашей скамейки (самого тяжелого) и тот встал у обреза. Оставшиеся на скамье, как патроны в обойме, сдвинулись вперед. Пилот убавил обороты двигателя, чтобы поток воздух от винта был слабее и не так сносил выпрыгивающих. Раздался короткий и громкий низкочастотный сигнал. Выпускающий скомандовал «Пошел!» и самый тяжелый исчез в люке. Еще дважды раздавалась команда «Пошел!», каждый раз сопровождаемая исчезновением в люке еще одного человека, и на краю оказался я. «Пошел!» - прозвучало совсем рядом и я с удивлением обнаружил, что выпрыгнул из самолета.
Парашютист и самолет

Видимый боковым зрением борт самолета сразу исчез из виду, я провалился как в пропасть. Впрочем, так оно, по сути, и было. Слышно было, как поток воздух треплет стабилизирующий парашют. Мне захотелось оглядеться по сторонам, но тут я вспомнил, что нужно сгруппироваться. Сгруппировался и сразу же вспомнил, что надо было считать вслух. Моментально пришло решение, что считать уже поздно, и я выдернул кольцо. Почти сразу почувствовал легкий рывок и, повернув голову на бок, увидел тянущиеся кверху свободные концы.

Говорят, что при раскрытии парашюта перегрузки могут достигать 10G. Так же говорят, что прыгающие первый раз перегрузок просто не замечают. Первое утверждение вызывает у меня некоторые сомнения, а вот второе я подтверждаю полностью – я почувствовал лишь легкий рывок, но понял, что парашют раскрылся. О том, что после раскрытия купола нужно посмотреть на него и убедится, что с ним нет проблем, я вспомнил уже существенно позже.

Первое, что должен сделать парашютист под раскрывшимся куполом, как нам рассказали на инструктаже, - выровнять свободные концы. Свободными концами называются прочнейшие ленты примерно метровой длины, пропущенные в кольца на подвесной системе в ее верхней точке у Вас за спиной. К каждому концу каждой ленты прикреплена четверть строп, которые тянутся к куполу. Стропы прикреплены не в разнобой естественно, а по следующему принципу: все стропы от правой задней четверти купола прикреплены к заднему концу ленты идущей с правой стороны подвесной системы у Вас из-за спины. К переднему концу той же ленты прикреплены стропы идущие от правой передней части купола. Аналогично с левой лентой. В кольцах ленты не зафиксированы и любую из них можно сквозь кольцо протягивать вперед или назад. Кольца гладкие и ленты внутри них скользят довольно легко хоть на них и приходится весь вес парашютиста.

Если потянуть за оба свободных конца спереди, то купол наклонится вперед, с тем же успехом его можно наклонить и назад, потянув за них сзади. Таким образом, парашют можно заставить двигаться вперед или назад относительно воздуха со скоростью 2,7 метра в секунду. Не забывайте, что это – скорость относительно воздуха, который в свою очередь не неподвижен относительно земли и если скорость ветра, допустим, пять метров в секунду и он несет Вас вперед, а Вы наклоните парашют назад, то относительно земли Вы все равно будет двигаться вперед, но уже со скоростью 2,3 метра в секунду.

После раскрытия же купола свободные концы могут быть вытянуты не равномерно, например правый на всю длину вперед, а левый – назад и первое, что необходимо сделать – выровнять их. Это не сложно и это было первое, что я сделал в соответствии с инструктажем, после чего расслабился и начал с интересом озираться по сторонам.

Читать далее > (20/05/10)

Комментариев нет:

Отправить комментарий