четверг, 1 июля 2010 г.

Сьяны или подземная прогулка.

Следующая часть > (03/07/10)

«Известность – это когда твоя фамилия не подчеркивается красным в Word-е» – седьмая ссылка в Google по запросу «известность это» (30/06/10). С этой позиции, заброшенные подмосковные каменоломни, «Сьяны» - совсем неизвестны, Word этого слова не знает. Зато, как выяснилось, «Сьяны» являются довольно популярным местом отдыха и получения необычных впечатлений у огромного количества людей, про которых сложно даже и подумать, что они захотят лезть в какие-то заброшенные каменоломни и, тем не менее, лезут. Впечатленный, чужим примером и, конечно же, настроенный сделать кучу интересных фотографий, 11 апреля 2010 года, залез в «Сьяны» и я.

Общая протяженность туннелей каменоломен по наиболее достоверным данным немного превышает восемнадцать километров. Но возможно, что эта цифра занижена. Для человека спустившегося под землю впервые, возможность заблудится – вполне реальна, да и постоянные посетители «Сьян» с упоением рассказывают новичкам истории о несчастных блуждавших часами и даже сутками в узких штреках. Особенно неприятная такая перспектива в том случае если подводит фонарик и блуждать приходится в темноте.

Сейчас, на возможность заблудится в «Сьянах» я смотрю уже с серьезным сомнением – при здравом подходе и с картой, мне кажется, такая неприятность маловероятна, но, собираясь туда в первый раз, я немного побаивался и уж, естественно, спускаться под землю одному мне совсем не хотелось. Стать проводником согласился один мой знакомый, который довольно серьезно увлекается посещением всяких подземных рукотворных сооружений и в «Сьянах» он ориентируется весьма прилично. Кроме того, к нам решило присоединиться еще четыре человека (трое знакомых с работы и девушка одного из них), т.е. всего нас набралось шестеро. Но действительность немного изменила расклад – наш проводник проспал, и разбудить его звонками на мобильный нам не удалось. Под землю спустились мы без проводника.

Подготовка.

Обычно я вынашиваю планы какого-либо мероприятия довольно долго, заранее собираю информацию, читаю, общаюсь с людьми, имеющими на этот счет какой-нибудь опыт, но со «Сьянами» вышло по-другому. Наша поездка была относительно спонтанной. Мне долго не удавалось найти кого-нибудь, кто готов будет меня туда провести, а тут подвернулось возможность – человек дал согласие буквально за пару дней до предполагаемой даты, и пришлось подготовительный этап провести в максимально сжатые сроки.

Тем не менее, как показала практика, всю необходимую информацию собрать я успел. Первое, что меня интересовало – это, конечно же, как ориентироваться под землей. GPS в «Сьянах» сигналы спутников не ловит и рассчитывать на это замечательное навигационное средство не приходится. К счастью, есть карта и довольно подробная, ее легко можно найти с помощью Google. Наиболее точной считается карта от 22.02.2001 года. Ее я и скачал и распечатал в нескольких экземплярах, чтобы у каждого участника было по копии.

С первого взгляда карта «Сьян» может показаться довольно запутанной, но при более внимательном рассмотрении становится ясно, что в большинстве своем запутаны лишь относительно небольшие участки, а большая часть системы имеет структуру похожую на древовидную и направление к выходу, как правило, можно легко угадать. Кроме того, нужно оценить масштаб карты. Площадь, занимаемая каменоломнями, не так уж и велика, а самый протяженный относительно прямой туннель, частью которого является «улица Центральная» не превышает в длину 300-350 метров.

Большинство перекрестков и схождений туннелей в «Сьянах» пронумерованы трех или четырехзначными цифрами. На карте есть соответствующие отметки, таким образом, Вы всегда можете попытаться определить свое местонахождение, если почувствуете, что заблудились. Почему я сказал «попытаться определить»? Дело в том, что найти метки на стенах туннелей не всегда просто, нанесены они довольно бессистемно, но если не паниковать, то в итоге все получится. Во всяком случае наша группа состоявшая исключительно из новичков не испытывал с ориентацией особых затруднений хотя это и требовало определенных усилий.

Второй, и тоже очень важный вопрос, волновавший меня, был связан с освещением. Спускаясь в темноту подземных туннелей с собой необходимо обязательно иметь два источника освещения: основной и запасной. В качестве основного желательно использовать приличный фонарик. Приличный – значит надежный, но не обязательно мощный. В абсолютной темноте каменоломен, глаза очень быстро привыкают даже к не яркому свету. Идеально если фонарик налобный – у Вас будут свободны обе руки, а это очень удобно. К фонарику необходимо иметь запасные элементы питания. Похожие требования выдвигаются и к запасному источнику освещения, но некоторые посетители «Сьян» обходятся зажигалкой или подсветкой мобильного.

К счастью с фонариками у меня проблем не было – в качестве основного я использовал недорогой, но проверенный, налобник, которым меня снабдил наш несостоявшийся проводник, а запасным я взял Fenix P3D – мощный, но легкий и компактный, диодный фонарь, который купил еще давно, но раньше он мне особо не пригождался. Два комплекта свежих батареек к каждому фонарю, китайский диодный фонарик, полностью заряженный мобильник, подсветка в видеокамере, к которой тоже был запасной аккумулятор – все это позволяло надеяться на то, что остаться без света мне не придется.

Следующим моментом подготовки стал выбор одежды и обуви. Температура в «Сьянах» в любое время года держится на уровне 6-10 градусов, что позволяет одеваться в обычную походную одежду вроде старых джинсов и потертой штормовки. Слишком холодно тоже не будет, во всяком случае, если не сидеть на месте, а так обычно не бывает – все же интересно, везде хочется залезть. В туннелях сухо, исключая короткий немного подтопленный лаз на входе в нем, впрочем, положены крупные камни, по которым его можно преодолеть, не замочив ноги. Кроссовки с жесткой подошвой или ботинки на подобие армейских отлично подойдут.

Дорога в Сьяны.

Ну, наконец-то мой путь лежал не по многострадальной Горьковской трассе, а по гораздо менее засветофоренной новой Кашире. Впрочем, по трассе мне предстояло проехать всего каких-то двенадцать километров, большая часть пути проходила по Москве. Около восьми утра все участники «экспедиции» встретились у магазина «Спортмастер» на Дмитровском шоссе, расселись по двум машинам, и выдвинулись в направлении ТТК. Дорожная ситуация была благоприятна и до Липецкой улицы мы доехали без пробок и иных транспортных осложнений, пересекли МКАД и выехали на трассу.

У меня в GPS-е села батарейка и перегорел предохранитель в прикуривателе, так что навигацию я осуществлял по распечатанному заранее фрагменту карты, но забыл засечь нулевую отметку по одометру при пересечении МКАД, и двенадцать километров пролетели незаметно, так же как и нужный поворот. Когда стало очевидно, что мы уже уехали по трассе дальше, чем нужно мои спутники извлекли на свет божий еще два навигатора и с их помощью, мы все же вернулись на маршрут, но полчаса потеряли точно. Дальнейший путь, до и после съезда с трассы, уже прошел без приключений и в начале десятого мы прибыли на «парковку».

Кстати, добираться сюда совсем не обязательно на автомобиле. В хорошую погоду вполне можно прогуляться от платформы Ленинская Павелецкого направления. Пешком придется пройти около трех с половиной километров. Возможно, от платформы в сторону к плотине ходит и какой-нибудь автобус, но это придется выяснять уже на месте.


«Кошачий лаз», единственный существующий в настоящее время вход в «Сьяны», расположен на берегу Пахры. Менее чем в четырехстах метрах от него река перегорожена плотиной ГЭС. Кстати, эта гидроэлектростанция, построенная еще в далеком 1923 году, – первая в Советском Союзе. Плотина и берега реки около нее в выходные дни, да и в будни тоже, привлекают большое количество рыбаков, которые паркуют свои машины в непосредственной близости от плотины. На этой импровизированной парковке плотно уставленной рыбацкими машинами запарковались и мы. Перекусили, переоделись, проверили снаряжение и по плотине ГЭС пошли на другой берег.

Найти «Кошачий лаз» не составляет труда. Он находится в большом углублении и сверху него установлена автобусная остановка. Рядом – отвалы мусора, который добровольцы систематически выносят из каменоломен, следствием чего, кстати, является относительная чистота под землей, что не может не радовать.
Сьяны - остановка на входе

Кстати, раньше существовало еще несколько лазов в глубь «Сьян» но в 1974 году все они были засыпаны властями и лишь 1988 году «Кошачий лаз» откопали снова, а в 2007 году его капитально отремонтировали, укрепив уходящую вниз шахту бетонными колодезными кольцами и приварив металлическую лестницу. Теперь спуск вниз совершенно не представляет сложности.
Сьяны - так выглядит залаз

Внизу спуска начинается узкий и низкий горизонтальный туннель протяженностью несколько метров, который выводит в довольно просторное помещение, куда свет с улицы не проникает совсем. Уже здесь становится интересно. Помещение образовано неровными глыбами имеет перепад высот и заполнено крупными обломками камней. Слева от входа расположена плита, на которой лежит журнал регистрации посетителей. В журнале необходимо отметиться и указать текущие дату и время, а, покидая каменоломни сделать отметку о том, что Вы успешно выбрались.

Зарегистрировавшись, как и положено, в журнале мы достали свои карты и начали прикидывать в каком направлении нам отправиться. Выбор состоял из двух вариантов: двинуться прямо в так называемые «зеленые штреки» или же пойти направо в основную систему. Впрочем, в тот момент я еще не был знаком со всеми этими названиями и больше был озадачен проблемой, брать ли мне с собой штатив или оставить его здесь у входа.

Фото и видео техникой я запасся основательно. Естественно я взял фотоаппарат с двумя объективами – фиксом полтинником и китовым 18-55, кроме того, что вполне логично я взял с собой вспышку и как Вы уже поняли штатив. Довершал картину небольшой рюкзачок с провиантом, водой, запасными аккумуляторами ко всему к чему они могли понадобиться и видеокамера.

Прямо скажем, тащить все это в условиях низких коридоров, а подчас и узких лазов, представлялось проблематичным. Я был серьезно озадачен и наибольшие сомнения вызывал именно штатив т.к. убрать его при необходимости в рюкзачок не представлялось возможным. Видя мои сомнения и поддавшись на мои уговоры, один из моих спутников согласился взять на себя функции видеооператора, что склонило чашу весов в пользу решения тащить штатив с собой. Об этом я в последствии неоднократно пожалел.

Читать далее... (03/07/10)

1 комментарий:

  1. Алексей, прошу доработать материалы 2 материала "Статистика отказов компьютерных комплектующих". В них не указано ни ваше ФИО, ни название сервисного центра, где вы работаете и собрали данную информацию, ни город. Без этого предоставленная вами информация не приспособлена для цитирования и не вызывает доверия.

    ОтветитьУдалить