понедельник, 17 мая 2010 г.

Хотели бы Вы прыгнуть с парашютом? (продолжение)

<< Начало (16/05/10) < Предыдущая часть (16/05/10) Следующая часть > (18/05/10)

Все части:
Где прыгать или, что такое «дропзона».
Подготовка, виды прыжков, цены.
Дорога, ожидание, парашютисты-спортсмены.
Инструктаж.
Развиваем мышечную память и учимся считать до 525.
Погода и ожидание.
В самолете.
«Пошел!»
Под куполом.
Приземленье.
Дубль-два.
Домой.
Где прыгнуть с парашютом?

Инструктаж.

Не буду утверждать однозначно, но мне так помнится, что инструктор за нами пришел где-то к двенадцати. Собрав всю ожидавшую его толпу (более сорока человек) поплотнее он раздал нам парашюты и повел к стоящему неподалеку самолету. Шучу. Естественно, без парашютов, он повел нас в сторону от аэродрома в глубь, начинающегося почти сразу за оградой, леса. Кстати, на опушке, за оградой аэродрома, стоит небольшой тентовый домик с надписью «КАФЕ» в нем продают чай, кофе, сосиски, макароны и прочий фаст-фуд.

Через лес шли по тропинке, которая метров через триста закончилась довольно обширной поляной. На поляне расположено как минимум два строения одно – большой бревенчатый одноэтажный дом (укладочная – там укладывают парашюты) и какой-то полуцилиндрический железный ангар возле входа в который на травке нам и предложили располагаться. Сам инструктор встал спиной к входу в ангар, а мы полукругом напротив него. Какой-то парнишка принес два парашюта Д-6 с которыми нам предстояло прыгать и инструктаж начался.

Естественно, я не буду излагать все содержание инструктажа, но наиболее интересных и важных моментах остановлюсь – если Вы надумаете прыгнуть с парашютам Вам это может пригодиться. Хочется отметить особо, что инструктаж весьма профессиональный, т.е. его содержание явно взято из какого-то учебника или руководства, а сам инструктор освоил его прочтение слушателям на очень высоком уровне. На важных моментах (держите немного согнутые в коленях ноги вместе, ступни параллельно земле) он акцентировал внимание многократно и навязчиво, а когда слушатели уставали и начинали отвлекаться, он позволял себе удачные, хотя вероятно и избитые парашютные шутки и приколы, а когда шутками внимание не удавалось вернуть устраивал небольшой перерыв.

В числе прочего нам рассказали об устройстве парашютной системы, показывая и доступно объясняя все на примерах тех двух парашютов, что были принесены заранее. Мы, как и подавляющее большинство перовразов, прыгали с армейским десантным парашютом Д-6 (с круглым куполом, на сленге парашютистов «мешок»).

Парашют состоит из купола, строп и свободных концов за которые крепится подвесная система с ранцем. Каждая стропа выдерживает на разрыв 150кг. Строп много. С одной стороны стропа крепится к одному из свободных концов, а с другой к куполу. Свободные концы - это элементы управления парашютом, они крепятся к подвесной системе, и их можно регулировать, вытягивая вперед или отпуская назад. При этом изменяется угол атаки парашюта и он может лететь вперед или назад (со скоростью, как нам сказали, 2,7 м/с). Так же парашют оснащен двумя стропами управления, они красного цвета и существенно толще обычных строп (каждая выдерживает на разрыв 400кг), эти стропы позволяют придать парашюту вращательное движение вправо или влево в зависимости от того, за какую стропу потянуть (полный разворот примерно за 30 секунд). Если данные строки зародили в ком-то необоснованную надежду: «О, я полетаю над аэродромом несколько кругов и приземлюсь прям у манифеста», спешу Вас расстроить за те считанные минуты полета под куполом, что Вам достанутся, особо никуда не улетите. И скорость маленькая и развороты медленные. Приземлитесь посреди аэродрома, и придется до манифеста потом топать с километр.

Купол изготовлен из капроновой ткани артикул 560011П (зубами не порвать) и укреплен капроновыми же лентами столь прочными, что их можно использовать для буксировки автомобиля. Этими лентами купол поделен на небольшие фрагменты, таким образом, если где-то ткань лопнет то разрыв дойдет только до края фрагмента, что слабо повлияет на общую грузоподъемность парашюта. Целиком парашютный купол порваться не может. Общая площадь купола составляет 83 метра кв. Это очень много. Очень много когда рассматриваешь его на земле, но когда под ним болтаешься, он уже таким здоровым не кажется.
Парашютист под куполом

В этом месте инструктажа наш инструктор позволил себе отклониться от формализованного стиля изложения и рассказать одну из парашютных историй из разряда «специально для перворазов»:

«Как-то раз прыгала с парашютом очередная партия новичков. Как всегда все прошло без сучка, без задоринки, все приземлились нормально и, судя по выражению лиц, все были крайне довольны. Чуть попозже подходит ко мне один из перворазников отозвал в сторону и на ухо говорит: мол, я ни в коем случае не с претензией, но чтобы в дальнейшем чего не получилось, хочу предупредить, что мой парашют рваный. Рваный парашют! Это же небывалое происшествие! При каждой укладке все парашюты обязательно осматриваются, проверяются и за его целостность люди ответственность несут. Подсудное дело. Ну, пришлось нам его парашют по быстрому в укладочной раскладывать и осматривать. Выяснилось, что парень за разрывы принял щели управления по бокам парашюта, которые сделаны специально, обшиты прочной лентой и именно благодаря ним парашют может разворачиваться».

Вот такая история. Есть сомнения, что она имела место быть в реальности, но монотонность происходящего она успешно прервала и мы готовы были слушать инструктаж дальше.

А дальше нам рассказали про подвесную систему. Она представляет собой набор прочнейших капроновых лент, карабинов, пряжек. Организована она довольно сложно, но крайне разумно. Перед использованием ее необходимо отрегулировать. Нужно уменьшить или увеличить длину ножных обхватов и грудной перемычки.

Когда подвесная система на вас одета и застегнута выпасть из нее совершенно не реально. Кроме того она обеспечивает весьма комфортную подвеску парашютиста под парашютом. Основная нагрузка приходится на ленту, проходящую под ягодицами. Т.е. Вы как бы сидите на широкой и прочной полосе капрона как на качелях. Остальная нагрузка распределяется по другим элементам подвесной системы. На подвесной системе, сзади, так же закреплен ранец с основным парашютом. Процесс помещения в подвесную систему даже на первых порах особой сложности не представляет, достаточно продеть руки в лямки, застегнуть два карабина (по одному на каждую ногу) ножных обхватов и затем, карабин грудной перемычки. После этого спереди подвешивается запасной парашют.

Запасной парашют крепится к специальным скобам крепления на лямках спереди. Скобы такие, что ими можно, наверное, крепить один к другому не очень тяжелогруженые вагоны на железной дороге. Вообще, нужно отметить, что все элементы конструкции парашютной системы выполнены, может быть и не слишком красиво, но так, что в их надежность и безотказность сразу и безоговорочно начинаешь верить. После крепления свободных концов запасного парашюта за скобы, его дополнительно фиксируют боковыми креплениями так, что он не болтается и надежно висит спереди. Площадь запасного парашюта существенно меньше площади основного, около 50 квадратных метров, поэтому с ним разрешается приземляться только ногами вниз т.к. если приземлятся вниз головой, то можно сломать шею.
Запасной парашют

Основной парашют зачекован в ранце у Вас за спиной.
Основной парашют Д-6

Зачекован – значит, закреплен крепко, но чтобы его освободить достаточно небольшого усилия. Фиксирующий элемент крепится специальным устройством, называемым двухконусным замком. Этот замок выполнен конструктивно так, что его разомкнуть можно потянув за один из двух стальных тросиков прикрепленных к нему. Оба тросика пропущены в специальные шланги, которые не позволяют тросикам запутаться или перехлестнуться. Один из тросиков выведен на левую лямку подвесной системы и прикреплен к кольцу, которое надлежит дернуть спустя несколько секунд после того как Вы из самолета выпрыгнете, а второй прикреплен к специальному устройству с таймером которое дернет за него в том случае если парашютист забудет выдернуть кольцо. Такая система гарантирует освобождение фиксирующих элементов основного парашюта в заданный момент времени, даже если новичок про кольцо забудет. Впрочем, типичная проблема прыгающих первый раз заключается отнюдь не в том, что они забываю за кольцо дернуть, а наоборот в том, что они выдергивают его слишком рано.

Кольцо, освобождающее основной парашют, расположено на левой лямке в районе сердца. Если Вы представляете себе это кольцо как нечто вроде колечка для ключей, то серьезно ошибаетесь. Больше всего оно похоже на дверную ручку, какие были распространены в прошлом – этакая скоба сечением миллиметров семь то ли из стали, то ли из алюминия выкрашенная в красный цвет.
Парашют. Кольцо.

Т.е. это «кольцо» дергают отнюдь не пальцем, а всей рукой. И дернуть его в положенный момент надлежит со всей силы по направлению к правой пятке. Двухконусный замок раскроется и освободит основной парашют.

В отличие от основного, запасной парашют не имеет механизма автоматического раскрытия, и если произошел полный отказ основного парашюта, т.е. он не раскрылся, то раскрыть запасной Вы должны самостоятельно.

Еще Вам предстоит надеть на себя специальный шлем. Этот шлем гораздо больше похож на шлем танкиста времен второй мировой войны. Этакая грязно-зеленая шапка с завязками под подбородком и с полосами из мягкого уплотнителя призванного смягчать возможный удар. Завязывать шлем, пожалуй, посложнее, чем надевать и фиксировать подвесную систему.
Шлем парашютиста

Теперь представьте, что все это и основной парашют с подвесной системой и ранцем и запасной и шлем уже на Вас навьючены – вот теперь самое время начинать чувствовать минусы того факта, что система разрабатывалась не для простых людей, а для военных. Система тяжелая (около двадцати кг), а лямки жесткие. Если со всем этим обмундированием походить подольше, то врезаются лямки в плечи ощутимо. Бывалые туристы скажут «Ха! Мы и потяжелее рюкзаки таскивали» не спорю, но подвесная туристического рюкзака сделана так, чтобы его было удобно нести, а подвесная парашютной системы, чтобы с ней было удобно прыгать. Совсем разные вещи. Впрочем, спешу заметить, что из всей нашей группы ни кто не жаловался и стоически переносил все неудобства.

Читать далее > (18/05/10)

Комментариев нет:

Отправить комментарий