четверг, 24 июня 2010 г.

Центральный музей ВВС РФ (продолжение).

<< Начало (20/06/10) < Предыдущая часть (22/06/10) Следующая часть > (26/06/2010)

Все части:
Дорога. Горьковка.
Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен.
Экспозиция.
Вертолет В-12 (Ми-12).
Штурмовик Ил-10.
Т-4 (Су-100, «Сотка»).
Гондола стратостата «Волга».
Турболет – летающий стенд.
Вертолет В-7.
Ми-24 («Крокодил»).
Ми-10 – вертолет-суперкран.
ВВА-14 – еще уникальнее.
105.11 (Эпос) – орбитальный самолет.
Ту-144 – самый красивый самолет.
Самолеты из прошлого.
Фотографии.

Гондола стратостата «Волга».

Ангар №8 – выставка уникальных летательных аппаратов. Вообще, уникальные летательные аппараты представлены не только в данном ангаре. Думаю, большая часть экспонируемых в музее аппаратов по-своему уникальна. Образцы же представленные под крышей ангара №8 являются примером либо беспрецедентной смелости инженерной мысли, либо человеческой отваги и решительности столь глубокой, что просто захватывает дух.

Справа, у самого входа, расположена гондола стратостата «Волга». На первый взгляд гондола напоминает спускаемый аппарат, которые раньше использовались для возвращения космонавтов на Землю. Собственно, и на второй и на третий взгляд она так же напоминает этот аппарат и это не случайно. В ходе полета стратостата должны были отрабатываться приемы катапультирования из гондолы или, что практически одно и тоже из спускаемого аппарата. На огромную, практически космическую высоту гондолу поднимал стратостат.
Центральный музей ВВС - Гондола стратостата «Волга»

Стратостат – по сути, воздушный шар, наполненный легким газом (гелием или водородом), но столь большой, что способен подниматься в стратосферу, т.е. на высоту свыше 11 км. «Волга» - советский стратостат, объемом почти 73000 кубических метров, поднявший на высоту 25458 метров экипаж из двух человек. Эта высота отнюдь не рекордная, те же американцы поднимались и существенно выше. Рекорд был установлен не стратостатом, а людьми, поднятыми им на эту неимоверную высоту и прыгнувшими оттуда с парашютом.

Полет стратостата «Волга» преследовал собой несколько целей, но одна из главных задач заключалась в испытании парашютных систем предназначенных для прыжков с большой высоты. Огромные цифры высот не столько поражают воображение, сколько притупляют восприятие. Четыре километра, десять, двадцать пять… Понятно, что все это очень высоко, но Вы только вдумайтесь, двадцать пять тысяч метров – это почти четверть длины МКАД. Это дом высотой в семь тысяч этажей. Это так высоко, что земля оттуда выглядит как с борта космического корабля, а воздух на этой высоте столь разрежен, что дышать им невозможно.

О чем думали два человека находящиеся в гондоле, которую можно увидеть в музее ВВС, во время полета? Какие идеи, мысли, надежды подтолкнули их к участию в столь рискованном мероприятии? Сомневались ли они или верили в судьбу и удачу? Полеты на стратостатах связаны с огромным риском и многие из них заканчивались трагедией. Не обошлось без нее и в этот раз.

Экипаж стратостата «Волга», Евгений Андреев и Петр Долгов, – оба имели огромный опыт прыжков с парашютом, но прыжки из стратосферы столь уникальны, что опыт обычных прыжков лишь очень в малой степени мог быть транслирован на те условия, в которых им предстояло оказаться. 1 ноября 1962 года стратостат «Волга» начал свой подъем в небо. Два человека в его гондоле были готовы к любому развитию событий, и прекрасно понимали на какой риск они идут.

Более двух часов потребовалось стратостату, чтобы подняться на высоту почти двадцать пять с половиной километров. На этой высоте первый парашютист, Евгений Андреев, покинул гондолу стратостата. Я уже упоминал, что американцы достигали и больших высот и прыгали оттуда с парашютом. 16 августа 1960 года, в рамках проекта «Эксельсиор», Джозеф Киттингер прыгнул с высоты 31300 метров и удачно приземлился. Отличие прыжков советских стратонавтов заключалось в том, что они прыгали без стабилизирующего парашюта.

При падении с большой высоты парашютист всегда старается стабилизировать свой полет, ведь набегающий поток воздуха может раскрутить его очень сильно, что в свою очередь может привести к потере ориентации и сознания. Для того чтобы этого не случилось в американском проекте использовался специальный стабилизирующий парашют площадью всего два метра. Советские стратонавты прыгали без него.

И американским стратонавтом и нашими были установлены мировые рекорды, не побитые до сих пор. Джозефу Киттингеру принадлежит рекорд самой большой высоты, с которой осуществлялся прыжок с парашютом, а Евгению Андрееву – рекорд самого продолжительного свободного падения (Киттингер падал под куполом стабилизирующего парашюта). Выпрыгнув из гондолы стратостата с высоты свыше 25 км, он открыл парашют лишь на высоте около тысячи метров.

Более 24-х километров – по земле такое расстояние человек пройдет за пол дня. Евгений Андреев в падении преодолел его за 4,5 минуты. Но это были очень долгие минуты. Почти сразу замерзли и онемели руки, а ведь они так необходимы парашютисту для корректировки своего положения в воздухе и управления стропами парашюта, затем обледенело стекло шлема и стратонавт перестал видеть, что его окружает, но еще до этого он успел перевернуться на спину и в таком положении продолжил падение. Позже стекло оттаяло и посадка прошла вполне успешно не считая того факта, что Андреев приземлился на существенном удалении от изначально предполагаемой точки.

Следом за Андреевым прыгнул Долгов. Он прыгал с еще большей высоты т.к. уменьшившийся, после того как выпрыгнул первый стратонавт, вес гондолы позволил стратостату подняться еще выше. В отличие от Андреева, который был облачен в летный гермокостюм, на Долгове был настоящий космический скафандр, но он не смог защитить стратонавта от рокового удара о твердый элемент гондолы. Стекло шлема не выдержало и треснуло.

Старший инструктор-испытатель парашютной техники Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил СССР, командир экипажа стратостата «Волга», Петр Иванович Долгов погиб. Позднее ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Такую высокую цену вынуждено платить человечество за знания и опыт, без которых невозможен прогресс и развитие авиационно-космических технологий.

Турболет – летающий стенд.

Действительно странная конструкция. Турболет не обходит вниманием не один посетитель ангара №8. Непонятные штанги, торчащие в разные стороны, полное отсутствие крыльев и лопастей, странная вертикальная труба за кабиной – все это озадачивает и вызывает удивление. Наверное, если бы на ящике прикрепленном сбоку была надпись «отсек для гравицапы» то это не вызвало бы удивления. Все сочли бы, что турболет – просто шутка администрации музея, не более.
Центральный музей ВВС - Турболет

На самом же деле, это устройство создано совсем не для шуток. Если взять автомобиль с мощным бензиновым двигателем, убрать кузов, сделать раму максимально компактной и легкой, уменьшить количество колес до двух, то мы получим мотоцикл. Если же взять реактивный самолет, заменить корпус и несущие элементы простой рамой, уменьшить количество двигателей до одного и сориентировать его не горизонтально, а вертикально соплом вниз, то мы получим… турболет.

С развитием реактивной авиации все чаще и чаще конструкторам приходила в голову идея построить самолет способный взлетать вертикально. Да и насущные потребности армии и флота так же подталкивали к этой мысли. Обустраивать бесконечно длинные взлетно-посадочные полосы долго и не всегда возможно, а взлет с корабля так и вообще должен происходить с очень короткого участка ровной поверхности. Действительность просто требовала разработки вертикально взлетающего самолета.

Поведение самолета «стоящего» на реактивной струе непредсказуемо без предварительных исследований. Ведь очевидно, что устойчивость такой системы гораздо ниже, чем у самолета планирующего на крыльях. Как управлять самолетом, как направлять его движение, как его поворачивать. Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы и набраться опыта работы с вертикально работающими реактивными двигателями и был построен турболет.

У турболета два типа рулей – газовые и струйные. Газовые установлены на концах штанг тянущихся в разные стороны от центра конструкции. Реактивная тяга создаваемая вырывающимся из маленьких сопел сжатым газом достаточна для придания крена или вращения. Струйные рули установлены непосредственно в реактивной струе основного двигателя и могут немного отклонять ее в сторону.

Благодаря такой сложной комбинации управляющих элементов с одной стороны удалось достичь приемлемой стабильности в полете, но с другой стороны управление аппаратом получилось очень сложным, что заставило разработчиков задуматься над созданием автоматической системы стабилизации, которая и была позже реализована в самолетах с вертикальным взлетом. Исследования, проведенные на турболете, были активно использованы при создании первого отечественного вертикально взлетающего самолета Як-36.

Турболет совершил множество полетов, а в 1958 году он был показан на воздушном параде в Тушино. Он произвел на зрителей совершенно непередаваемое впечатление. Наверное, и сейчас его демонстрация привлекла бы к себе немалое внимание. Конструкция так далекая от стройных форм обычных летательных аппаратов парит в воздухе, разворачивается, двигается в произвольном направлении, совершает взлет и посадку. Нет, это поистине фантастическое устройство, которому место не столько в музее, сколько на страницах фантастических романов. Еще много-много лет он будет привлекать к себе внимание посетителей, и удивлять их своей историей.

Читать далее... (26/06/2010)

Комментариев нет:

Отправить комментарий