вторник, 22 июня 2010 г.

Центральный музей ВВС РФ (продолжение).

<< Начало (20/06/10) Следующая часть > (24/06/2010)

Все части:
Дорога. Горьковка.
Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен.
Экспозиция.
Вертолет В-12 (Ми-12).
Штурмовик Ил-10.
Т-4 (Су-100, «Сотка»).
Гондола стратостата «Волга».
Турболет – летающий стенд.
Вертолет В-7.
Ми-24 («Крокодил»).
Ми-10 – вертолет-суперкран.
ВВА-14 – еще уникальнее.
105.11 (Эпос) – орбитальный самолет.
Ту-144 – самый красивый самолет.
Самолеты из прошлого.
Фотографии.

Экспозиция.

На площади порядка 13 гектар представлено около ста единиц летной техники. Подавляющее большинство образцов – военного назначения, но есть и несколько гражданских машин. Вся экспозиция разбита на шесть секторов имеющих хоть и не строгую, но все же довольно выраженную тематическую систематизацию. К некоторым экспонатам можно подойти почти вплотную, а некоторые стоят на приличном удалении. У некоторых аппаратов сделаны лесенки, позволяющие заглянуть в кабину.

Кроме выставки под открытым небом так же открыт доступ в два ангара, в одном из которых (ангар №8) – выставка уникальных летательных аппаратов, а в другом представлены самолеты времен Великой Отечественной Войны. Вход в ангары по тем же билетам, что и на остальную часть экспозиции.

Наиболее интересным экспонатом гражданского характера, несомненно, является сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Помимо интригующего внешнего вида, нетипичного для пассажирских самолетов, внимание к нему привлекает и история его первых полетов и крушений, полная тайн и загадок. В интернете можно найти кадры, свидетельствующие о том, что ранее экскурсантов пускали внутрь самолета, но, толи сейчас это не практикуется совсем, толи нам так не повезло, и доступа внутрь самолета не было.

Кроме самолетов так же представлено и несколько образцов винтокрылой техники. Конечно, осмотреть вблизи хищные обводы боевых вертолетов весьма интересно, но на меня гораздо большее впечатление произвел масштаб военно-транспортных машин. Только представьте себе размах лопастей вертолета Ми-10 в 35 метров. Это сопоставимо с высотой двенадцатиэтажного дома. А специальная платформа расположенная снизу позволяла ему с легкостью загрузить, поднять в воздух и перенести на приличное расстояние груз весом до 15 тонн, например груженый Урал.

Всю технику отлично видно со спутника и на Wikimapia доступны описания для всех объектов.


Вертолет В-12 (Ми-12).

Вероятно, чтобы сразу заинтриговать посетителей и показать сколь необычными экспонатами полна экспозиция музея, непосредственно у входа расположен совершенно удивительный образец вертолетостроения – прототип вертолета В-12 так же известный как Ми-12. Как можно догадаться из его названия разрабатывался он в ОКБ Миля. Эта машина привлекает внимание посетителей масштабами и чрезвычайной оригинальностью конструкции. Два винта диаметром 35 метров каждый вынесенные в стороны от корпуса, двухэтажная кабина, общая высота порядка двенадцати метров (~4 этажа) и длина фюзеляжа 37 метров – все это приковывает к себе внимание как людей интересующихся авиацией, так и случайных посетителей.
Центральный музей ВВС - В-12 (Ми-12)

Это по настоящему большой вертолет, он настолько велик, что стоящие рядом с ним истребители Су-35 и МиГ-29 кажутся игрушечными. Но самое главное, что он действительно летал и поднимал в воздух просто феноменальный по весу груз. Да и объем грузового отсека более чем в пять сотен кубических метров внушает уважение. Числа, указанные на табличке, впору увидеть относящимися к судну плавающему, а не летающему и уж совсем нереальными они кажутся указанными в отношении вертолета.

  • Масса пустого: 69 тонн.
  • Взлетная масса: 97 тонн.


Этот вертолет летал еще в далеком 68-м году и уже тогда поставил мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Полезный груз общей массой в 44205 кг был поднят на высоту 2255 метров. Это втрое больше чем может поднять в воздух знаменитый американский «Чинук». Крейсерская скорость гиганта достигала 240 км/час, что так же является очень неплохим показателем в данном классе. Эти тяговые характеристики обеспечивались четырьмя газотурбинными двигателями (по два на каждый винт) общей мощностью свыше 25000 лошадиных сил.

Но, как и у многих продуктов эпохи гигантизма у этого вертолета не слишком удачная судьба. Не смотря на его удивительные характеристики, непревзойденную грузоподъемность и удачно пройденные летные испытания он так и не был пущен в серийное производство. Военных вполне устраивали вертолеты Ми-6 и Ми-10, а потребность в более тяжелом вертолете была не столь насущной, чтобы оправдать его внедрение в производство.

В настоящий момент существует лишь два образца этой удивительной машины. Первый – представлен в Монино, второй, – находится на территории Московского Вертолетного Завода в подмосковных Панках. Разработки в области сверхтяжелых вертолетов в ОКБ Миля не были ограничены В-12. Стены КБ так и не покинул проект следующего по грузоподъемности вертолета – В-16, который так же разрабатывался под нужды военных и работы, над которым были прекращены в связи с изменением военной доктрины.

Штурмовик Ил-10.

Следуя вдоль шестого сектора можно увидеть самолет с до боли знакомыми по фильмам про Великую Отечественную Войну очертаниями. Нет, это не легендарный Ил-2, это его правопреемник, разработанный в 1944 году, Ил-10. Самолет был удивительно хорошо экипирован в плане вооружения. Он оснащался 7,62, 20-и и 23-х мм пушками, ракетами, огромным разнообразием бомб как размещаемых в бомбоотсеке, так и подвешиваемых под крылом. Общая боевая нагрузка составляла до шестисот кг различного вооружения
Центральный музей ВВС - Ил-10

Как и его предшественник Ил-10 снискал немалую популярность, тем более что в нем было учтено и исправлено большинство недостатков присущих Ил-2. В бронеотсек была включена кабина воздушного стрелка, существенно увеличен калибр оборонительного вооружения, улучшена бронезащищенность двигателя. Всего было выпущено более четырех с половиной тысяч таких самолетов и более пяти процентов из них для учебных целей. Улучшенная модификация самолета Ил-10М выпускалась вплоть до 1955 года, а последние экземпляры были сняты с эксплуатации лишь в 1962-м году.

Т-4 (Су-100, «Сотка»).

Как и многие другие экспонаты в данном музее – совершенно уникальный самолет. И, так же как и В-12, привлекающий своим неординарным внешним видом к себе внимание посетителей. Довольно редкая компоновка передней части самолета такая же, как у Ту-144 и литера «Т» в названии наводит на мысль, что данный самолет плод трудов ОКБ Туполева, на самом же деле он родня истребителям Су и именно в бюро Сухого он и был разработан.
Центральный музей ВВС - Т-4 (Су-100, «Сотка»)

Как Вы можете догадаться, глядя на фотографию, нос Т-4 опускается и поднимается. Опускается он только при взлете и посадке, обеспечивая экипажу максимальную видимость ВПП, все же остальное время он находится в поднятом состоянии, придавая самолету стреловидную и остроносую форму свойственную сверхзвуковым летательным аппаратам, каковым он естественно и является.

Особую остроту ощущений при полете на данном самолете придавал тот факт, что когда его нос был поднят он, полностью закрывал обзорные стекла кабины пилотов, а сам не имел остекления. Т.е. в состоянии нормального полета экипаж самолета мог ориентироваться только по приборам. Видимости окружающего пространства сквозь обзорные стекла не было совсем. Впрочем, в число приборов были включены и наружные камеры, но не думаю, что это ощутимо компенсировало отсутствие обзора через лобовое стекло. Во всяком случае, наверняка было довольно непривычно и возможно даже некомфортно.

Второй факт, так же позволяющий отнести данный самолет к разряду уникальных, – титаново-стальной сварной корпус. Ввиду серьезных термических нагрузок на целый ряд деталей, например на кромки крыльев и оперения эти элементы были выполнены из титана. В то время еще не было опыта сварочных работ с этим металлом и при производстве пришлось осваивать совершенно новые технологии и приемы.

В разработку и производство этого самолета был вложен гигантский труд. С момента создания первого наброска до выпуска готового изделия прошло почти девять лет. Это довольно большой срок даже для столь масштабного аппарата. Но он отличался поразительным количеством реализованных инноваций, его «коэффициент новизны» стремился к 100%. Хоть этот самолет так и не пошел в серию, но во время его разработки и производства было сделано множество наработок, которые и по сей день активно используются при производстве авиационной техники.

Читать далее... (24/06/2010)

Комментариев нет:

Отправить комментарий